Ван Тао
Непрерывное сближение Китая и России – одна из самых важных тенденций в глобальной политике с 2014 года. Тенденция углубления сотрудничества между двумя державами обладает потенциалом для значительного изменения ориентации геополитики в Северной и Северо-Восточной Азии.
Счет Китая за импорт нефти имеет важное значение для национальной экономики России, которая сейчас стагнирует, особенно после того, как ЕС приступил к уменьшению импорта природного газа из России. Однако, как и у всех новых друзей, неизбежен период непреднамеренных ошибок.
Резкий спад цен на нефть с 2014 года для Китая и России был неожиданным. Экономика в большинстве стран-экспортеров нефти серьезно страдает, Россия – одна из тех стран, которые испытали наиболее тяжелый удар. До резкого спада цен на нефть доля экспорта нефти и природного газа составляла 50% от объема бюджета правительства России, или 70% от объема доходов от экспорта. Согласно соглашению между Китаем и Россией о торговле природным газом, которое было названо историческим, цена увязана с ценой нефти. Даже в случае непубликации конкретной формулы, нынешняя цена природного газа в любом случае сильно отличается от цены на время заключения данного документа.
Китайская экономика также не считается идеальной. Однако, симфония ?конкуренция международных политических сил? продолжается, будет продолжаться и танец Китая и России.
Экономика Китая и России по-прежнему остается на высоком уровне взаимодополнения. Одна из них обладает богатыми ресурсами и очень развитой военной техникой, другая имеет масштабные индустрии производства и достаточные капиталы. Такую взаимодополняемость также отражает и партнерство сотрудничества Китая и России в Центральной Азии. Китай предоставляет инвестиции странам Центральной Азии, которые богаты ресурсами, а власть нестабильна, с другой стороны Россия обеспечивает стабильность государственной власти данных стран. Для Китая и России двойное давление со стороны Востока и Запада с каждым днем растет, за короткий срок никто из них не пытается изменить нынешний формат партнерства, даже если потребности и возможности двух государств не всегда полностью соответствуют друг другу.
В последнее время Россия неожиданно получила дивиденды от углубленного реформирования нефтегазовой отрасли Китая. В этом году китайское правительство предоставило квоту по импорту сырой нефти примерно в 80 млн.тонн для местных частных заводов по нефтепереработке, в то время как раньше данная сфера была полностью монополизирована государственными предприятиями. Настоящие меры нацелены на перенятие механизма конкуренции в нефтяной отрасли. В результате, в первом полугодии данные частные местные заводы по нефтепереработке стимулируровали рост экспорта нефти более, чем на 90%, большая часть экспорта приходится на относительно дешевую тяжелую сырую нефть из России.
Энергетическое сотрудничество между Китаем и Россией отражает общий интерес двух стран в сотрудничестве в таких сферах, как безопасность и экономика, нельзя же воспринимать вышеизложенные факторы как стимулы для сотрудничества лишь в одном направлении.
Для двух государств непрозрачность политики правительств сторон и крупных национальных нефтяных компаний мешает гарантировать успех обменов и взаимопонимания, вследствие чего иногда имеют место быть конфликты интересов двух сторон.
Непредсказуемость экономического перехода Китая, реформирования государственных предприятий и развития энергетической науки и техники в будущем может привести к резко отличающейся перспективе развития. Можно наращивать или уменьшать энергетическое сотрудничество, однако, если в последующие годы Китай и Россия будут заключать больше энергетических контрактов, то это, скорее всего, уже не удивит мировое сообщество.
|