Георгий Мустафин - известный режиссер Молодежного театра Узбекистана. Он известен и в СНГ. Его рост - 180 см., под густыми бровями голубые глаза. Зато он подчеркивает то, что он - китаец. Волость Лишучжэнь вблизи Харбина Китая - его Родина.
Китайцы, которые жили в первой половине прошлого века, помнят слово "белорус". Данное слово не означает нацию, оно отражает историю, когда миллионы русских связали свою судьбу с Китаем. В 1917 году после Октябрьской революции некоторые русские дворяне и представители среднего класса бежали за рубеж России. Соседний Китай, который имеет общие сухопутные границы с Россией, естественно, стал их преимущественным выбором. С того времени на северо-востоке Китая, в Синьцзяне, Шанхае и Пекине Китая появились массовые мигранты из России. Поскольку Октябрьскую революцию называют ?красной?, китайские политики и литераторы назвали прибывших русских "белорусами". Несмотря на то, как в то время китайцы относились к ним, эти русские мигранты благодаря своему хорошему образованию и имущественному состоянию сыграли активную роль в процессе урбанизации Китая и оставили особый след в современной истории Китая. В пример можно привести обучение игре на пианино и танцам в Шанхае, пищевые продукты и рестораны Харбина, театр и кинематограф Чанчуня. Конечно, большинство русских мигрантов были простыми людьми.
Родители Георгия Мустафина переехали в Харбин Китая, и в 1938 году Георгий родился в волости Лишучжэнь. Для каждого человека память о детстве - самая незабываемая. Георгий отлично помнит волость Лишучжэнь. Во время обновления паспортных данных он записал в бланке не только Харбин Китая в рубрике ?Место рождения?, но и волость Лишучжэнь. Недавно он режиссировал детскую пьесу "О добром Ван Лао", история в которой происходит в волости Лишучжэнь.
Спустя полвека Георгий Мустафин до сих пор очень привязан к этой маленькой волости. Он рассказал еще одну историю, которая произошла с ним и которая может тронуть любого до глубины души. В детстве Георгий был очень веселым мальчиком. Он часто с соседними китайскими ребятами играл до поздней ночи. Однажды он с другом играл у печи для обжига извести. Кто-то вдруг бросил известь ему в глаза. Из-за резкой боли он упал на землю. Поскольку то место было далеко от дома и вблизи не было воды, ребята не знали, как поступить. В тот момент мимо проходила женщина с грудным ребенком. Она отдала ребенка одному из присутствующих, открыла глаза Георгия и своим молоком промывала их до тех пор, пока Георгий не почувствовал лучше и смог идти домой. 70-летний Мустафин часто вспоминает эту историю и каждый раз благодарит эту китайскую женщину за ее доброту и находчивость. Мать сильно наказала Георгия за то, что он не поблагодарил ее тогда.
Мать Георгия воспитала в нем чувство благодарности к китайцам. Когда ему было 3-4 года, на северо-востоке Китая бушевал голод. Семья была необеспеченной, родители брали в долг у китайских безнесменов зерно, картофель и уголь. Когда материальное состояние семьи улучшилось, мать расплачивалась с долгами. Иногда ее очень жалели и оставляли половину возвращенных денег. Помня об этом, мать всегда говорила Георгию и его братьям: "Запомните, без этих китайцев не было бы нашей семьи".
Теперь Георгий Мустафин уже на пенсии. Зато у него есть две мечты. Он мечтал посетить свою родину Лишучжэнь и поставить пьесу "О Добром Ван Лао" на китайской сцене на китайском языке.
В марте этого года другой "белорус" с австралийским гражданством Николай Зайк, родившийся в Харбине, сотрудничая с Туристическим управлением Харбина, организовал русских мигрантов из разных концов мира на мероприятие "Возвращение на Родину в Харбин через 50 лет" в течение с 13 по 20 мая. Узнав об этом, посол Китая в Узбекистане Юй Хунцзюнь решил спонсировать Георгия Мустафина и оплатить его проезд из Ташкента в Харбин и обратно. Желаем Георгию Мустафину приятного возвращения в Харбин и в Лишучжэнь!
|